Психолого-педагогическое сопровождение
- Категория: Обеспечение образовательного процесса
- Создано 31.01.2020 19:30
- Автор: Администратор сайта МБУ «Школа № 58»
- Просмотров: 2918
Основные направления деятельности ПМПК
Основными направлениями деятельности ПМПК являются:
1) проведение обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими обучения в Организациях (далее – обследуемый), в целях выявления у них особенностей физического и (или) психического развития и (или) отклонений в поведении;
2) подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания обследуемых, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
3) определение рекомендаций по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении
4) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) обследуемых, работникам Организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
5) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА);
6) осуществление учета данных об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о детях с девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
7) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей
Центральная комиссия, кроме вышеперечисленных пунктов основных направлений деятельности, осуществляет:
8) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
9) проведение обследования по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) обследуемых заключения территориальной комиссии;
10) проведение мониторинга исполнения Организациями рекомендаций о создании специальных условий для получения образования обучающимися
Порядок деятельности ПМПК Самарской области
Порядок работы центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий на территории Самарской области регламентируется Приказом Министерства Просвещения РФ от 01.11.2024г. №763 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Комиссии создаются при центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Комиссию возглавляет руководитель, имеющий высшее образование не ниже уровня специалитета и (или) магистратуры по специальности, направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Комиссии самостоятельно разрабатывают график работы, в том числе выездных заседаний, и самостоятельны в выборе диагностических методик, форм и методов обследования, с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей детей.
Привлечение членов комиссий к работе комиссий в соответствии с графиком работы осуществляется по согласованию с руководителями организаций, которые являются основным местом работы специалистов, привлекаемых к работе в комиссии.
Обследование осуществляется комиссией на основании заявления о проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (далее – заявление) родителя (законного представителя) обследуемого.
Для проведения обследования в комиссию одновременно с заявлением предоставляются следующие документы в бумажном или электронном виде:
1) согласие на обработку персональных данных родителя (законного представителя);
2) согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных ребенка;
3) копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) обследуемого, обследуемого в возрасте старше 14 лет;
4) копия свидетельства о рождении обследуемого (для лиц, не достигших 14 лет) или документа, подтверждающего родство заявителя;
5) копия документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);
6) направление организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, других организаций (при наличии);
7) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о направлении на комиссию (при наличии);
8) представление психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей образовательную деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающегося) (при наличии) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к настоящему Положению);
9) копия Коллегиального заключения ППк;
10) копия заключения (заключений) комиссии о результатах ранее проведенного обследования (при наличии);
11) копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и ИПРА (при наличии);
12) медицинское заключение, содержащее информацию о состоянии здоровья обследуемого, результатах медицинских обследований и (или) лечения, выданное медицинской организацией по месту жительства (регистрации) обследуемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. Медицинское заключение действительно для предоставления в комиссию в течение 6 месяцев со дня его оформления;
13) медицинское заключение с рекомендациями обучения на дому и приказ о переводе на обучение на дому (при наличии);
14) медицинское заключение о том, что обучающийся находится на стационарном лечении в медицинском учреждении (при решении вопроса сдачи ГИА в медицинской организации).
15) Во время проведения обследования в комиссию родителем (законным представителем) обследуемого предъявляются копии диагностических и (или) контрольных работ обследуемого обучающегося, заверенные руководителем Организации, оригиналы рабочих тетрадей по русскому языку и математике, а для детей дошкольного возраста - результаты самостоятельной продуктивной деятельности.
Обследование проводится комиссией в срок не позднее 2 месяцев со дня подачи заявления.
Список психолого-медико-педагогических комиссий Самарской области
№ п/п |
Наименование ПМПК |
Наименование организации |
Адрес, телефон, график работы |
1 |
Центральная ПМПК |
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр специального образования» |
443034, г. Самара, ул. Металлистов, д. 61а. Телефон: 8 (846) 312-11-37 Вторник, среда, четверг, 9.00-17.00, пятница 9.00-16.00 |
2 |
Поволжская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр специального образования» |
446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Суворова, д. 20. Телефон: 8 (927) 792-57-05 Понедельник, вторник, четверг, пятница-9.00-18.00 |
3 |
Северо-Восточная ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр специального образования» |
446450, Самарская область, г.о. Похвистнево, ул. Куйбышева, д. 6. Телефон: 8 (960) 813-72-90 Понедельник-8.00-17.00, среда-12.30-14.30 |
4 |
Кинельская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр специального образования» |
446435, Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, д. 50. Телефон: 8 (937) 986-10-98 Понедельник-четверг 13.00-18.00
|
5 |
Южная ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Большечерниговский Самарской области |
446290, Самарская область, Большечерниговский район, село Большая Черниговка, Озерная ул., д. 33. Телефон: 8 (84672) 2-28-35 2 раза в месяц по графику |
6 |
Борская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Борский Самарской области |
446660, Самарская область, Борский район, село Борское, Красноармейская ул., д.57. Телефон для записи: 8 (84667) 2-50-32 Понедельник 15.00-17.00 |
7 |
Красноярская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» муниципального района Красноярский Самарской области |
446370, Самарская область, Красноярский район, село Красный Яр, улица Промысловая, д. 54. Телефон: 8 (84657) 2-17-84 Среда 13.00-16.00 |
8 |
Сызранская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» городского округа Сызрань Самарской области |
446010, Самарская область, г. Сызрань, ул. Гидротурбинная д. 24 «А». Телефон: (8464) 37-58-65 Понедельник- пятница 9.00-16.00 |
9 |
Северная ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Бирюза» муниципального района Сергиевский Самарской области |
446540, Самарская область, Сергиевский район, село Сергиевск, улица Советская, д. 33. Телефон: 8 (84655) 2-10-66 Вторник-среда-пятница-8.00-16.00 |
10 |
Тольяттинская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение – центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого-педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области |
445045 РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 44. Телефон: 8 (8482) 76-99-74 Ежедневно 9.00-13.00, г. Жигулевск -понедельник, вторник, среда, пятница -9.00-13.00, четверг-13.00-17.00 |
11 |
Безенчукская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Безенчукский Самарской области |
446250, Самарская область, Безенчукский район, п.г.т.Безенчук, ул. Чапаева, д. 2. Телефон: 8 (84676) 2-41-60 Понедельник, пятница-9.00-14.00
446100, Самарская область, г.о.Чапаевск, ул. Железнодорожная, д. 39А. Телефон: 8 (927) 731-23-98 Вторник, среда, четверг, пятница -8.00-13.00 |
12 |
Хворостянская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Хворостянский Самарской области |
445590, Самарская область, Хворостянский район, село Хворостянка, ул. Саморокова, д. 56. Телефон: 8 (84677) 9-26-37 Понедельник-9.00-16.00 |
13 |
Отрадненская ТПМПК |
государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области |
446350, Самарская область, Кинель-Черкасский район, село Кинель-Черкассы, ул. Чапаевская, д. 65. Телефон: 8 (84660) 4-06-59 Понедельник, среда, пятница- 8.00-16.00 |
14 |
ТПМПК по Кировскому, Красноглинскому и Промышленному районам г. о. Самара |
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Психологическое здоровье и образование» городского округа Самара |
443058, г. Самара, ул. Гвардейская, д. 22. Телефон: 8 (846) 954-01-43 Понедельник, вторник, среда, четверг-10.00-14.00 |
15 |
ТПМПК по Куйбышевскому району |
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Помощь» городского округа Самара |
443101, г. Самара, ул. Пугачевский тракт, д. 59. Телефон: 8 (846) 330-37-14 Среда-12.00-18.00,четверг-10.00-18.00 |
16 |
ТПМПК по Октябрьскому, Самарскому и Ленинскому районам |
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Помощь» городского округа Самара |
443056, г. Самара, пр. Масленникова, д. 23. Телефон: 8 (846) 334-44-71 Среда-четверг 9.00-15.00 |
17 |
ТПМПК по Советскому и Железнодорожному районам |
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Поддержка детства» городского округа Самара |
443093, г. Самара, ул. Партизанская, д. 78А. Телефон:8 (846) 268-51-11 Понедельник, вторник- 9.00-17.00 |
В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образования» Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее – Департамент) оказывает услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В целях информирования населения и доступности консультационных услуг Департамент размещает на Telegram-канале (https://t.me/nacproekt_obrazovanie) актуальную информацию о реализации национальных проектов и проводит бесплатные психолого-педагогические и методические консультации.
«Уважаемые родители! В рамках национального проекта «Образование» оказывается психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям, а также лицам, желающим принять ребенка на воспитание в семью. Вы можете обратиться в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства по вопросам: развития, обучения и воспитания детей и подростков; трудностей во взаимоотношениях между родителями и детьми; профилактики проблем социализации у детей и подростков; профориентации школьников, развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью; принятия на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Консультант Службы совместно с Вами найдет решение возникающих проблем ребенка, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8-800-555-89-81 и/или обратиться в Службу на портале «Растимдетей.рф», указав свой регион и выбрав интересующий Вас вопрос»
Положение о психолого-педагогическом консилиуме электронный документ .pdf копия .pdf
О создании психолого-педагогического консилиума и о составе психолого-педагогического консилиума на начало 2022-2023 учебного года в приказе №222-од от 01.09.2022г. "Об организации работы психолого-педагогического консилиума в 2022-2023 уч.г." (копия .pdf)
Выписка из протокола педсовета об утверждении программы АООП ООО (копия .pdf)
График реализации программы родительских университетов копия.pdf
Информация об узких специалистах в МБУ «Школа № 58»
Психолог |
||
ФИО |
Контактный телефон |
График работы |
Петрухнова Алла Алексеевна |
34-68-52 |
Понедельник-пятница 8.00-16.00 |
Березина Марина Сергеевна |
34-68-52 |
Понедельник-пятница 8.00-10.00 |
Янина Елена Олеговна |
34-68-52 |
Понедельник-пятница 14.00-16.00 |
Циклограмма рабочей недели педагога-психолога Петрухновой Аллы Алексеевны
-
Дни недели
Часы работы
Работа с детьми
Работа с педагогами
Работа с родителями
Понедельник
8.00-10.00
Индивидуальные консультации
10.00-11.00
Диагностика
11.00-13.00
Индивидуальные и групповые коррекцион-
но-развивающие занятия
13.00-15.00
Просветительная работа
15.00-16.00
Индивидуальные консультации
Вторник
8.00-9.00
Индивидуальные консультации
9.00-10.00
Диагностика
10.00-12.00
Профилактическая работа
12.00-14.00
Индивидуальные консультации
14.00-16.00
Индивидуальные консультации
Среда
8.00-11.00
Индивидуальные консультации
12.00-13.00
Просветительная работа
13.00-15.00
Индивидуальные и групповые коррекцион-
но-развивающие занятия
15.00-16.00
Аналитическая, учебно-методическая и организационная деятельность
Четверг
8.00-9.00
Диагностика
9.00-10.00
Индивидуальные консультации
10.00-13.00
Профилактическая работа
13.00-15.00
Индивидуальные консультации
15.00-16.00
Индивидуальные консультации
Пятница
8.00-10.00
Диагностика
11.00-12.00
Индивидуальные консультации
12.00-14.00
Профилактическая работа
14.00-16-00
Профилактическая работа
Циклограмма рабочей недели педагога-психолога Березиной Марины Сергеевны
Дни недели |
Часы работы |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Понедельник |
8.00-9.00 |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР |
|
9.00-10.00 |
Работа с документацией |
|
|
Вторник |
8.00-9.00 |
Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР |
|
9.00-10.00 |
|
Индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ |
|
Среда |
8.00-9.00 |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР
|
|
9.00-10.00 |
Диагностика познавательного и личностного развития детей с ОВЗ. |
|
|
Четверг |
8.00-9.00
|
Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР |
|
9.00-10.00 |
|
Индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ |
|
Пятница |
8.00-9.00
|
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР |
|
Циклограмма рабочей недели педагога-психолога Яниной Елены Олеговны
Дни недели |
Часы работы |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Понедельник |
14.00-15.00 |
Диагностика познавательного и личностного развития детей с ОВЗ. |
|
15.00-16.00 |
|
Индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ |
|
Вторник |
14.00-14.40 14.50-15.30 15.30-16.00 |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР Работа с документацией |
|
Среда |
14.00-14.40 14.50-15.30 15.30-16.00 |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР Работа с документацией |
|
Четверг |
14.00-15.00 |
Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР |
|
15.00-16.00 |
|
Индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ |
|
Пятница |
14.00-15-00
|
Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР |
|
Учитель-логопед |
||
ФИО |
Контактный телефон |
График работы |
Дмитриева Светлана Валерьевна |
34-68-52 |
Понедельник-пятница 14.00-15.00 Суббота 10.00-14.00 |
Циклограмма учителя-логопеда Дмитриевой Светланы Валерьевны
|
Индивидуальная работа по графику |
Групповая работа по графику |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
Пн-пт |
По запросу |
По запросу |
По запросу |
14ºº – 15ºº заполнение индивидуальных тетрадей уч-ся с рекомендациями для родителей– подготовка мет. рекомендаций |
Сб |
10ºº– 12ºº |
12ºº– 14 ºº |
|
9ºº – 10ºº консультация для родителей |
Информация о графиках работы
Стрижова Лариса Алексеевна МБУ « Школа №58» |
Присутственные часы в образовательной организации Понедельник: 9.00 — 18.00 Вторник: 9.00 — 18.00 Среда: 9.00 — 18.00 Четверг: 9.00 — 18.00 Пятница: 9.00 — 18.00 Суббота: 9.00 — 18.00 |
График работы в дистанционном режиме Онлайн-консультации для родителей (учащихся): четверг: 17.00 — 18.00 Скайп № Viber Whats App ZOOM |
Контакт связи e-mail: |
Петрухнова Алла Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Персональная страница специалиста
Квалификационная категория: высшая, Почетный работник общего образования Российской Федерации
Направлениям деятельности:
- Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
- Психологическая диагностика обучающихся
- Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
- Психологическая профилактика направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации
- Коррекционно-развивающая работа с обучающимися
Присутственные часы в образовательной организации
Понедельник: |
08.00 – 16.00 |
Вторник: |
08.00 – 14.00 |
Среда: |
13.00 – 15.00 |
Четверг: |
08.00 – 16.00 |
Пятница: |
08.00 – 14.30 |
Консультации для родителей
Консультации для педагогов
Консультации для обучающихся
|
||||||||||||||||||
Контакт связи e-mail: 58alla112@mail.ru |
Контакт руководителя отдела: Бочкова Виолетта Владимировна, начальник отдела сопровождения психолого-педагогического процесса ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» Тел.: +7 927 206 43 30
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Информация об организациях, в которых обучающиеся и их родители (законные представители) могут получить психолого-педагогическую помощь:
- Государственное бюджетное учреждение «Психолого-педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области (ГБУ «ППЦ» г.о. Тольятти) почтовый адрес: 445045 РФ, Самарская область, г.Тольятти, ул. Громовой, 44; телефон: 8(8482)76-90-55;
адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
официальный сайт: http://pcenter-tlt.ru
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный социопсихологический центр» (ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» г.о. Самара)
почтовый адрес: Россия, 443034, г. Самара, ул. Металлистов, 61-А;
телефон: 8(846)931-55-08;
адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
официальный сайт: http://www.rspc-samara.ru.
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122
Детский телефон доверия по Самарской области: 88001002115
федеральный 8-800-2000-122 – адрес страницы https://telefon-doveria.ru/,
региональный и г.о. Тольятти


Буклеты для родителей, классных руководителей и учащихся (.zip)
Буклет Твоя психологическая безопасность
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа
Информация о психологических техниках, направленных на снижение тревог и эмоционального напряжения
Арт-минутка (снижение напряжения и тревожности)
Арт-минутка (развитие творческого мышления)
Ассиметричные упражнения для повышения работоспособности
Арт-минутка (стабилизация психоэмоционального состояния)
Охрана психического здоровья детей и подростков во время вспышки COVID-19
Рекомендации для родителей и педагогов
http://rspc-samara.ru/recomend/minobr/docs/2020/COVID-19_rod.pdf
Рекомендации для подростков
http://rspc-samara.ru/recomend/minobr/docs/2020/COVID-19_podr.pdf
Подготовка к экзаменам во время самоизоляции >>>
Рекомендации родителям выпускников >>>
Рекомендации для выпускников в период подготовки к экзаменам >>>
Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми в период подготовки к экзаменам ( ЕГЭ, ГИА)
ЕГЭ не за горами, однако, еще есть время подумать, чем можно помочь своему ребенку в этот не простой для него период. Экзамены – для многих обучающихся серьезный стресс. Сам по себе стресс – представляет собой мобилизацию возможностей организма в условиях не совсем обычных, вызывающих напряжение. Стресс способен повышать способности человека (выделяют эустресс – активизирующий стресс, мобилизующий, улучшающий протекание психологических и физиологических функций, дистресс – разрушительный стресс, демобилизующий и дезорганизующий, ухудшающий протекание психологических и физиологических функций). Важно определить внешние признаки, которые характеризуют переход первого стресса во второй, признаки, которые должны насторожить, на которые следует обратить внимание, обеспечить ребенку необходимую поддержку. Если у ребенка на фоне стресса наблюдаются нарушения сна, аппетита, можно рекомендовать успокоительный чай из трав. В случае, если перечисленные выше проявления носят не разовый, а повторяющийся характер, появляются болезненные признаки (головная боль, диспепсические расстройства и др.), посоветуйтесь с врачом, возможно, следует принять какие-то успокаивающие препараты, снижающие уровень стресса.
Самая уязвимая группа - это дети с ослабленным здоровьем, с неспокойным характером, те, у кого низкая самооценка. Поэтому очень часто от такого стресса страдают подростки с хорошей подготовкой и высоким уровнем ответственности.
Особого внимания требуют дети, страдающие хроническими заболеваниями, поскольку стресс обостряет все болезни, снижает иммунитет и способность организма сопротивляться различным заболеваниям. Родителям детей с хроническими, нервными и психическими заболеваниями следует заранее проконсультироваться с врачом о медикаментозной терапии в ходе ЕГЭ (ГИА), о соблюдении режима дня и дозирования нагрузок.
Известно, что уже за два месяца до экзаменов ученики выпускных классов чувствуют "растерянность, страх, раздражение, тревогу". Стресс активизирует здорового ребенка, больного может ввести в ступор.
Если вы хотите помочь своему ребенку справиться со стрессом - запомните несколько простых правил.
1. Постарайтесь не «накалять» ситуацию. Не проецируйте свои страхи на ребенка («чем ты занимаешься, тебе не сдать ЕГЭ (ГИА)»).
В этом случае, как правило, срабатывает эффект психологического заражения. Ваше волнение передается ребенку, повышает его тревожность и, как следствие, ухудшает возможность сосредоточения, понимания, может блокировать мышление. Старайтесь не говорить с ребенком в состоянии сильного гнева, раздражения. Займитесь саморегуляцией, переключитесь на свои дела.
Недооценивать эффекты психологического заражения и негативной преднастройки (на неудачу) нельзя. К сожалению, были случаи, когда провал на экзамене приводил к суициду. Видимо, в этом случае, родители не смогли в полной мере оценить уровень переживаний ребенка.
Демонстрируйте веру в ребенка («ты справишься», у тебя хорошая память, ты можешь сконцентрироваться), оптимизм.
2. Не фиксируйте внимание детей на экзаменах, не говорите постоянно об этом. Такое поведение повышает и без того высокое нервно-психическое напряжение. Вместе с тем до экзаменов желательно вместе с ребенком проиграть все возможные варианты – в том числе неблагоприятные. Чтобы он не воспринимал "не ту" оценку как конец света. Обсудите, что ситуация ГИА тренирует способность справляться с трудностями, переносить напряжение, без которых не бывает роста. Неудачи часто открывают новые возможности. Качественный анализ результатов выполнения экзаменационной работы (в том числе не очень удачной) может конкретизировать направление выбора будущей профессии. Потренируйтесь вместе с ним в навыках позитивного мышления: «будем бороться с проблемами по мере их поступления». Бессмысленно обсуждать, что плохого может случиться, вместо этого лучше сконцентрироваться на работе.
3. Обсудите различные критические ситуации, которые могут возникнуть на экзамене, и варианты выхода из них. Постарайтесь научить его справляться с волнением и страхом. От сильного волнения ребенок может забыть даже хорошо выученный материал. Объясните, что если наступила такая ситуация - не нужно впадать в панику, надо просто расслабиться, успокоиться и подождать несколько минут. Как правило, все встает на свои места, нужная информация «всплывает».
4. Тщательно следите за режимом. Распланируйте вместе режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Физическая нагрузка помогает справиться с волнением. Не экономьте за счет сна! Не поощряйте ночные сидения над учебниками перед экзаменом. Если вы заметили, что ваш ребенок зевает над учебниками - не предлагайте ему выпить кофе. Лучше отправьте его спать (если уже поздно) или прогуляться на свежем воздухе.
5. Обратите внимание на питание ребенка. Постарайтесь, чтобы ребенок получал полноценное питание, и следите, чтобы он не испытывал недостатка в питье. Британские ученые выяснили, что при недостатке жидкости в организме нарушается работа почек, что влияет на общее состояние организма и способность сосредотачиваться. Такие дети рассеянны, хуже запоминают материал, плохо усваивают информацию. Причем, полезна простая питьевая вода, а не чай или кофе. Две чашки кофе в день - вот максимальная норма для того, кто готовится к экзаменам. Большее количество кофеина заметно усиливает стрессовое состояние. Желательно, чтобы на столе всегда были грецкие орехи, мед, шоколад, которые способствуют успокоению нервной системы, улучшению продуктивности запоминания и повышению работоспособности. Не забывайте и о морепродуктах, которые богаты кальцием, йодом и другими микроэлементами, так необходимыми для иммунной системы.
6. Обратите внимание на сон ребенка в период подготовки к экзаменам. Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов, поощряйте, если ребенок захотел отдохнуть в обед. Без полноценного сна наступает снижение работоспособности.
7. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Помогите спланировать режим подготовки и отдыха с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Следует учитывать особенности его ритма работы, работоспособности. У кого-то длительный период врабатываемости, но затем работоспособность сохраняется длительное время. Кому–то нужны более частые перерывы, при этом, он сразу способен включиться в работу. Заранее следует проговорить режим работы, включая то, чем будут заполняться перерывы: перекус, музыка, небольшие домашние дела, физические упражнения.
8. Обсудите с ребенком методику подготовки к экзаменам. Наиболее благоприятные условия для запоминания – утром и вечером, перед сном. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. Более подробно это обсудит с ребенком педагог или психолог.
9. Если видите, что ребенок не может включиться в работу по подготовке к экзамену, поговорите с ним без назидательности и угроз, порицаний о его проблемах, предложите помощь. Так называемая «лень», как правило, страх поражения, с которым ребенок не может справиться. Можно обсудить с ним в этом случае, как спланировать подготовку, с чего начать: с наиболее легкого, или, напротив, с трудного раздела. Как организовать эффективное запоминание. При необходимости обратитесь за помощью к школьному психологу, позвоните по детскому телефону доверия с единым общероссийским номером:8-800-2000-122.
10. За день до экзамена не заставляйте ребенка сидеть над учебниками. Это все равно ни к чему хорошему не приведет, а только еще больше вселит неуверенность и страх перед предстоящими экзаменами. Лучше пусть он отдохнет, психологически успокоится, отвлечется на некоторое время. Накануне экзамена нужно как следует выспаться, просмотрев перед сном тезисы ответов, так как именно во время сна происходит окончательное формирование следа в памяти.
Обсудите вместе с ребенком рекомендации, которые дают психологи школьникам, помещенные ниже.
Рекомендации школьникам
- В предэкзаменационный период полезно по несколько минут в день настраивать себя на положительный результат: «Я сдам экзамены», «У меня все получится», «У меня хорошая память», «Я все успею решить», «Я все знаю» и т.д. Для успокоения и улучшения настроения можно вспомнить счастливые минуты своей жизни и представить, что вы именно сейчас их переживаете.
Для активизации работы мозга при подготовке к экзаменам и непосредственно перед экзаменом рекомендуем рисовать восьмерки обеими руками одновременно или выполнять перекрестные движения рук и ног - касаться правой рукой левой ноги и наоборот - тогда в активную работу включаются оба полушария мозга.
- Успокоиться перед экзаменом хорошо помогает массаж «точек самоуверенности», которые находятся над глазами между линией волос и бровей.
Накануне экзамена нужно как следует выспаться, просмотрев перед сном тезисы ответов, так как именно во время сна происходит окончательное формирование следа в памяти.
- Злоупотребление кофе, крепким чаем перед экзаменом лишает нас возможности расслабиться. Для успокоения нервов лучше попить чай из трав.
- Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна!!!
- Сведите к минимуму кофе, заменив их фиточаем и спортом.
- Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.
- Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.
- Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели.
Ваше участие поможет ребенку справиться со стрессом, снизит остроту переживаний, и, в конечном счете, сбережет здоровье вам обоим!
Стрижова Лариса Алексеевна
Персональная страница специалиста
Должность: социальный педагог
Дата вступления на должность: 05.09.2012г.
Образование: высшее, окончила Куйбышевский педагогический институт в1989 г. по специальности «Русский язык и литература»
Квалификационная категория:без категории
Место закрепления (по договору о безвозмездном оказании услуг):
МБУ «Школа № 58» (г. Тольятти ул. Фрунзе, д. 2)
Контакт руководителя отдела
Мурашова Елена Петровна
начальник отдела сопровождения психолого-педагогического процесса
ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»
Тел 8-927-206-43-51
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Информация о графиках работы
Стрижова Лариса Алексеевна МБУ « Школа №58» |
Присутственные часы в образовательной организации Понедельник: 9.00 — 18.00 Вторник: 9.00 — 18.00 Среда: 9.00 — 18.00 Четверг: 9.00 — 18.00 Пятница: 9.00 — 18.00 Суббота: 9.00 — 18.00 |
График работы в дистанционном режиме Онлайн-консультации для родителей (учащихся): четверг: 17.00 — 18.00 ZOOM |
Контакт связи e-mail: |
Виджет ПОС (Госуслуги)
Автобанеры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
"Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58"
Наш адрес: 445051, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Фрунзе, д. 2
Тел. 7-8482-346852
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.